Что показала динамика развития страхового рынка последних лет?
Уклон в сторону обязательных видов страхования, стагнация по добровольным видам страхования, снижение уровня конкуренции, дефицит перестраховочной емкости и стремительное сокращение региональных страховщиков.
Подготовленная Банком России и одобренная Правительством РФ стратегия развития финансового рынка на 2016-2018гг. содержит достаточно полезные инструменты для формирования конкурентоспособных финансовых услуг в нашей стране.
В опубликованном докладе отмечена необходимость по обеспечению доступности финансовых услуг, а также задекларировано внедрение пропорционального регулирования.
Но ничего этого, к сожалению, не прослеживается относительно развития рынка страховых услуг, где основной упор сделан на продолжение усиления надзора и повышение качества активов страховщиков. Помимо этого, подготовлен законопроект о повышении требований к минимальному размеру уставного капитала и контроле за реализацией бизнес-планов частных страховых компаний.
На многочисленные вопросы от участников рынка, зачем увеличиваем уставной капитал при жестком контроле платежеспособности и проверке наличия реальных активов, обоснования от инициаторов такой законотворческой идеи так и не прозвучало!
Дальнейшее увеличение регуляторной нагрузки и повышение требований к капиталу страховых компаний приведут к тому, что на рынке останется не более 50 страховщиков.
Разве такое количество субъектов позволит обеспечить задекларированные цели по доступности страховых услуг и сохранение добросовестной конкуренции на рынке?
Полагаю, что модель страхового рынка в Российской Федерации должна выглядеть по другому.
Цитата из упомянутого доклада Банка России: "В условиях большой протяженности нашей страны и значительного разрыва в плотности населения актуальной проблемой является недостаточная степень географического охвата территории Российской Федерации поставщиками финансовых услуг. В настоящее время наблюдается уход поставщиков финансовых услуг из ряда малонаселенных районов страны, где традиционная форма взаимодействия с потребителями финансовых услуг не дает требуемой отдачи на капитал. Таким образом, для повышения уровня доступности финансовых услуг необходимо прежде всего создать условия для развития различных видов поставщиков финансовых услуг. "
В страховании этих условий создавать не надо, их следует просто сохранить для небольших и региональных страховщиков, позволив создать возможность для обеспечения субъектов Федерации страховыми услугами, что непременно отразится и на развитии сектора в целом.
Ключевыми показателями развития страховой отрасли являются инвестиционная привлекательность и доля в ВВП, а также наличие здоровой конкурентной среды. Но для достижения этих целей, на мой взгляд, необходимо смоделировать развитие сектора из трех составляющих: системообразующие страховые компании, средний и региональный страховой бизнес и национальная перестраховочная система, которая позволит активно развиваться как крупным, так и средним страховщикам.
Российская Федерация, образованная по федеративному принципу, должна развивать экономику в приоритетном порядке в регионах. Об этом говорил Президент Путин в послании Федеральному собранию в конце 2015г. Страхование - это часть экономики. Поэтому, когда из 85 регионов в половине отсутствуют региональные страховщики, это означает, что доступность страховой услуги в отдаленных населенных пунктах на очень низком уровне. А именно региональные страховые компании заинтересованы развивать свой бизнес в самых отдаленных уголках страны, создавая при этом страховые продукты, ориентированные на интересы местного населения. Это им, а не крупным компаниям, интересно застраховать дом стоимостью не более 50 000 руб., потому что других предложений там просто нет. Поэтому, без сбалансированной модели страхового рынка обеспечение населения и предпринимателей конкурентоспособными и инновационными страховыми продуктами не возможно. Как только этот подход начнет работать, конкурентоспособность на страховом рынке обеспечит его будущее.
Схема сбалансированной модели страховой отрасли.