В стране с федеральной системой государственного управления мы рискуем утратить понятие «региональный страховщик», что приведет к потере адаптированных для местного населения и предпринимателей в регионах страховых продуктов и возможной утрате интереса к добровольному страхованию на местах.
Мы провели анализ результатов работы страхового рынка за последние периоды и сравнили их с аналогичными показателями для других стран.
Полученные цифры неутешительны, они говорят о кризисном положении страховой отрасли. По уровню проникновения страхования в глобальном рейтинге OCSE (Global Insurance Market Trends 2015) по итогам 2015 года из 50 наиболее развитых стран РФ занимает 44 место.
Что касается насыщенности рынка страховыми компаниями, то в России одна страховая компания приходится на 523 тыс. человек (для сравнения, в ЕС одна страховая компания приходится на 132 тыс. человек, в США — на 109 тыс. человек, в Германии — на 149 тыс. человек, Великобритании — на 112 тыс. человек, в Швеции — на 128 тыс. человек).
Отстаем мы и по уровню распространения страховых компаний в регионах: в 42 регионах России (то есть 49 %) отсутствуют региональные страховые компании.
Общее количество страховых компаний с 2003 года по 2016 год сократилось в 5 раз
(с 1397 до 280 по состоянию на июль 2016 года), в том числе за последние два года
рынок покинуло более 130 компаний. Новых страховых компаний при этом появились считанные единицы.
В страховой отрасли в России работает 384 тыс. человек, в том числе 161 тыс.
прямых сотрудников, 223 тыс. страховых агентов и брокеров. Для сравнения: в ЕС в
страховании работают 1,2 млн человек, в США — 10, 6 млн человек.
Регулирование страхового рынка через требования к уставному капиталу, на мой взгляд, является устаревшей и неэффективной мерой. Как показывает опыт, цели предыдущих увеличений минимального размера уставных капиталов так и не были достигнуты. Размер капитала у многих страховщиков, лишившихся лицензии в последние годы, превышал установленный сейчас минимальный размер в несколько раз (СО «Россия», СК «Компаньон», СК «Адмирал», СК «Северная казна» и др.), то есть в итоге наличие капитала не обеспечило необходимого эффекта по обеспечению обязательств перед страхователями.
Существующая система регулирования в РФ основана на европейских принципах Solvency-I (с ориентацией на регулирование рынка в основном за счет увеличения уставных капиталов) и является в настоящее время устаревшей. Несомненно, нам нужна капитализация рынка, но не таким путем. Нам нужно менять подходы к формированию нашей стратегии развития российского страхования. Мы довели результаты проведенного нами анализа до Банка России и Министерства финансов РФ. На мой взгляд, нам как страховому сообществу, нужно принципиально переосмыслить состояние дел на рынке и совместно с органами власти, регулятором и научными организациями скорректировать основной документ — Стратегию развития страхового рынка до 2020 года.
Элла Платонова, Президент Союза «Национальная страховаягильдия», член правления «ОПОРА РОССИИ», вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС)
Cовременные страховые технологии № 5 (58) ' 2016
Полный выпуск номера можно прочитать здесь